Наверное, сборочные цехи всех автомобильных заводов в чем-то схожи. Вдоль по конвейеру — машины в разной стадии готовности. Сверху, справа и слева поступают узлы и детали, тянутся провода и шланги к механизированному инструменту. Но при всей, в общем, однотипности главных конвейеров жодинский особенно впечатляет.
Сборка БелАЗов модели «540». Хотя здесь ритм конвейера значительно медленней, чем на ГАЗе или ЗИЛе, цепочка гигантских машин массой более 21 тонны каждая выглядит внушительно.
БелАЗ — дитя специализации. Было время, когда наши автомобильные заводы представляли собой настоящие производственные комбинаты. Например, минский автомобильный выпускал и универсальные грузовики, и карьерные самосвалы, и многоосные колесные тягачи, и скреперы. С каждым годом в народном хозяйстве возрастал спрос на продукцию МАЗа: приходилось увеличивать производство автомобилей, строить новые цехи. Для изготовления же таких колоссов, как карьерные самосвалы, свободных площадок по соседству с заводом уже не оставалось. Аналогичное положение складывалось на ГАЗ и ЗИЛе, где ассортимент типов автомобилей был чрезмерно широк.
Возникли проблемы и у малых предприятий. Скажем, рижский РАФ просто не мог параллельно с автобусом выпускать унифицированный с ним фургон. Самосвалы на шасси ЗИЛ, по существу однотипные, в силу сложившихся обстоятельств изготовляли два завода — в Мытищах и Кутаиси.